ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Нормативно-правовое обеспечение
введения ФГОС ОВЗ.
Организация работы по подготовке к введению в общеобразовательных организациях Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральных государственных образовательных стандартов образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральные документы.
•Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Приказ Президента РФ от 04.02.2010 г.Москва ПР-271
•Приказы Минобрнауки России от19.12.2014 №1498 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования для обучающихся с ОВЗ» , №1499«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с УО(ИН)»
•Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с ОВЗ.
•Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г, рег.№19993.
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
•План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год .
•Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010№ 986
•Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
•Постановление правительства РФ от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011 -2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
•Федеральный закон от24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
•Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
•Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности"
•Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
•Положение о психолого-медико-педагогической комиссии(утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082)
•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598)
•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
•Приказ МинтрудаРоссии № 544н от 18 октября2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
•Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания"
•Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПин 2.4.2.3286-15).
Необходимо отметить, что в соответствии с ч.5 ст.111 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления его в силу нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Так, Типовые положения об образовательных учреждениях формально продолжают действовать, но только в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону«Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности, Порядкам организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Применяя соответствующие типовые положения, следует иметь в виду, что целый ряд вопросов регламентации образовательной деятельности Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в настоящий момент отнесен к компетенции образовательной организации. Например, вопрос о самостоятельной разработке организацией образовательных программ (ч.5–7ст.12) и пр.
Региональные документы
• План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС ОВЗ
• Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений, соответствующего требованиям ФГОС ОО
• Региональные программы дополнительного профессионального образования для различных категорий работников образования по вопросам введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
Муниципальные документы
Деятельность муниципальных органов управления образованием по нормативно-правовому обеспечению введения ФГОС ОВЗ включает в себя разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию условий введения : кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических, информационных. Приказом руководителя муниципального органа управления образованием утверждается:
• состав и план работы рабочей группы по подготовке введения ФГОС ОВЗ
• план мероприятий управления образования по подготовке введения ФГОС ОВЗ
• организация мониторинга по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
• контроль готовности общеобразовательных учреждений к внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
• организация информирования родителей, обучающихся 0-1классов текущего учебного года, представителей общественности и средств массовой информации по ознакомлению с условиями обучения по ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
Примерный перечень локальных актов может включать в себя документы, подтверждающие:
•наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ (протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято
решение, заверенный (согласованный) учредителем);
•создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
(приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ и утверждении Положения о рабочей группе);
•внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем);
•разработку и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями (приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями);
•внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений).
•издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:
О переходе ОО на обучение по ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
О разработке основной образовательной программы, адаптированной основной образовательной программы и пр. на 201_-201_ уч. год;
Об утверждении основной образовательной программы адаптированной основной образовательной программы и пр на 201_-201_ уч. год;
Об утверждении учебного плана;
Об утверждении программы внеурочной деятельности;
Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК.
О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ, психолога, педагога дополнительного образования;
Об утверждении плана методической работы. План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ);
Об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график.
Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
•договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и др;
•проведение расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации
АООП для обучающихся с ОВЗ, заверенная учредителем;
•оснащённость общеобразовательной организации в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
•соответствие материально-технической базы реализации АООП для обучающихся с ОВЗ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
•укомплектование библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана АООП для обучающихся с ОВЗ. Перечень доступных и используемых ЭОР. Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
•разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность
При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава:
-цели образовательного процесса
-систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
-режим занятий обучающихся;
-компетенцию органов управления ОО;
-открытость и доступность информации об ОО;
-регламентацию образовательного процесса